Главная Сайт МБУ "МИБС" Инструкция по поиску в WEB-ИРБИС Видеоуроки по поиску в WEB-ИРБИС
Авторизация
Фамилия
№ читательского билета
 

Базы данных


Статьи- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Электронный каталог (2)
Поисковый запрос: (<.>A=Чуприкова, Н. И$<.>)
Общее количество найденных документов : 15
Показаны документы с 1 по 15
1.


    Холодная, М. А.
    Симпозиум "Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов" (к 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера) / М. А. Холодная, М. В. Осорина // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30, № 2. - С. 123-124. - (Научная жизнь) )
. - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
психические процессы -- психологи -- симпозиумы -- теоретическое наследие -- теория психических процессов
Аннотация: В октябре 2008 г. в Санкт-Петербурге на факультете психологии СПбГУ был проведен научный симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера на тему "Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов".


Доп.точки доступа:
Осорина, М. В.; to; Цветкова, Л. А.; Богоявленская, Д. Б.; Чуприкова, Н. И.; Карпов, А. В.; Грановская, Р. М.; Мамайчук, И. И.; Веккер, Л. М. (психолог); Санкт-Петербургский государственный университет; Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов, симпозиум
Прямая ссылка
Найти похожие

2.


    Чуприкова, Н. И
    Об экспериментах А.Н.Леонтьева по формированию чувствительности к неадекватному раздражителю / Н.И Чуприкова // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 118-121. - (К 100-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева) ) . - Библиогр.:5 назв
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88 + 88.1 + 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
неадекватный раздражитель -- ощущение -- раздражимость -- чувствительность
Аннотация: Описывается серия экспериментов, проведенных А.Н.Леонтьевым, по формированию чувствительности к неадекватному раздражителю. Отмечается безупречность методической стороны и строгая научная корректность проводившихся экспериментов, а также широкий биолого-физиологический контекст, в котором они обсуждаются.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А.Н.
Прямая ссылка
Найти похожие

3.


    Чуприкова, Н. И.
    Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 104-118. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 118 (31 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
деятельность мозга -- нейронаука -- предмет психологии -- психика -- психологическая картина мира
Аннотация: Проводится теоретическое разделение объекта и предмета психологии. На основе анализа и обобщения результатов исследований, полученных в современной нейронауке, делается заключение, что психика - это не что иное, как отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга. Этот предмет изучается многими науками, в том числе психологией, которая имеет собственные методы и методологию исследования. Обсуждается определение предмета, задач и методов психологии: психология занимается воссозданием (воспроизведением, реконструкцией, построением моделей) содержания, структуры, динамики и закономерностей отражательной и регулирующей поведение деятельности мозга на основе детального изучения ее внешних поведенческих проявлений в известных и контролируемых обстоятельствах. Методология психологических исследований предполагает переход от внешне наблюдаемой картины поведения (в том числе вербального у человека) в известных и контролируемых условиях к построению внутренней, ненабдюдаемой картины мира в психике субъекта.

Прямая ссылка
Найти похожие

4.


    Чутко, Н. Я. (проф.).
    Новое и не чуждое / Н. Я. Чутко // Начальная школа. - 2005. - № 3. - С. 124-125. - (На книжную полку) )
. - Рец. на кн.: Ерофеева Н. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира.- М.: Тускарора, 2001; Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение.- М.; Воронеж, 2003 . - ISSN 0027-7371
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
девочки -- дети -- книги -- мальчики -- мозг -- нейропсихология -- обучение -- полушария мозга -- рецензии -- умственное развитие
Аннотация: Рецензии на две книги.


Доп.точки доступа:
Ерофеева, Н. Д.; Хризман, Т. П.; Чуприкова, Н. И.
Прямая ссылка
Найти похожие

5.


    Чуприкова, Н. И.
    Психофизиологическая проблема и разработка теории мозговой организации высших психических процессов человека в трудах Е. И. Бойко и его школы / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 68-84. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 83-84 (38 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния--Россия

   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
второсигнальное управление афферентацией -- высшие психические процессы -- динамические временные связи -- мозг -- произвольные двигательные реакции -- психика -- психические процессы человека -- психофизиологические проблемы -- физиология психических процессов
Аннотация: Представлены результаты исследований научной школы Е. И. Бойко в познании физиологических механизмов психической деятельности. Анализируется предложенный в школе новый подход к решению психофизиологической проблемы. Описан новый оригинальный метод изучения физиологических механизмов высших психических процессов человека, полученные с его помощью результаты и теоретические обобщения, касающиеся мозговой организации произвольного внимания избирательного восприятия, следов кратковременной памяти, актов умственного сопоставления объектов, произвольных двигательных реакций по предварительной словесной инструкции. Результаты исследований школы Е. И. Бойко рассмотрены в контексте определения предмета психологии и перспектив развития когнитивной психологии.


Доп.точки доступа:
Бойко, Е. И.
Прямая ссылка
Найти похожие

6.


    Вайзер, Г. А. (канд. психологических наук).
    Конференция "Научное наследие Н. А. Менчинской и современная психология учения" / Вайзер Г. А. // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 1. - С. 138-141. - (Научная жизнь) )
. - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 2005 г.

Кл.слова (ненормированные):
конференции -- научная деятельность -- психологи -- психология учения -- учение -- юбилейные конференции
Аннотация: Обзор юбилейной конференции, посвященной 100-летию выдающегося психолога Н. А. Менчинской.


Доп.точки доступа:
Менчинская, Н. А. (психолог); Божович, Е. Д.; Юдина, О. Н.; Осницкий, А. К.; Усова, А. В.; Чуприкова, Н. И.; Научное наследие Н. А. Менчинской и современная психология учения, юбилейная конференция; Психологический институт РАО
Прямая ссылка
Найти похожие

7.


    Чуприкова, Н. И.
    Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 3-15. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 15 (22 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
отражение -- понятия общей психологии -- психика -- психическая регуляция деятельности -- психическая регуляция поведения -- система организации поведения -- система регуляции деятельности -- система регуляции поведения -- теория системы организации
Аннотация: Представлена попытка построения рациональной классификации основных понятий общей психологии на основе базового системообразующего понятия о психике как отражении действительности и регуляторов поведения деятельности. Показаны: определенное соответствие между данной классификацией и эмпирически сложившейся классификацией основных психических процессов и индивидуальных личностных свойств, а также преимущества первой, которая является более полной, более логически четкой и носит функционально-иерархический характер. Обсуждается согласованность представленной системы с теорией функциональной системы организации поведенческих актов П. К. Анохина и ее значение для унификации понятийно-терминологического аппарата в исследованиях факторов успешности в разных видах деятельности.


Доп.точки доступа:
Анохин, П. К.
Прямая ссылка
Найти похожие

8.


    Чуприкова, Н. И. (д-р психол. наук, проф.).
    Система Л. В. Занкова: взгляд психолога / Н. И. Чуприкова // Педагогика. - 2007. - № 7. - С. 3-9. - (К 50-летию педагогической системы Л. В. Занкова) ) . - Библиогр.: с. 9 (16 назв. )
. - ISSN 0869-561Х
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения--Россия

Кл.слова (ненормированные):
Занкова система -- генетические методы обучения -- группировка объектов -- законы развития -- классификация объектов -- личностное развитие -- методические принципы -- методы обучения -- младшие школьники -- педагоги -- познавательная деятельность -- познавательная мотивация -- принцип системной дифференциации -- принцип системности -- природосообразность обучения -- психическое развитие -- развивающее обучение -- развитие личности -- система Занкова -- системная дифференциация -- умственное развитие -- универсальный закон развития -- учебная деятельность
Аннотация: О дидактико-методической системе развивающего обучения Л. В. Занкова.


Доп.точки доступа:
Занков, Л. В.
Прямая ссылка
Найти похожие

9.


    Ждан, А. Н.
    К теоретическим проблемам общей психологии / А. Н. Ждан // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 137-141. - (Дискуссии и обсуждения) )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
классификация психических процессов -- общая психология -- психические процессы -- система понятий психологии
Аннотация: Текст представляет собой отклик на статью Н. И. Чуприковой "Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности".


Доп.точки доступа:
Чуприкова, Н. И.
Прямая ссылка
Найти похожие

10.


   
    К 80-летию Н. И. Чуприковой // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 12. - (Теоретические исследования) )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии--Россия

Кл.слова (ненормированные):
доктора психологических наук -- поздравления -- профессоры -- российские психологи -- умственное развитие
Аннотация: Поздравление коллег в связи с 80-летием со дня рождения, главного научного сотрудника Психологического института РАО, профессора Натальи Ивановны Чуприковой.


Доп.точки доступа:
Чуприкова, Н. И.; Психологический институт РАО
Прямая ссылка
Найти похожие

11.


    Чуприкова, Н. И.
    Как вывести психологию внимания из психологического тупика / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 13-30. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 30 (28 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
активирующие структуры мозга -- внимание -- психическая регуляция деятельности -- психическая регуляция поведения -- психология внимания -- трофико-энергетическая подсистема
Аннотация: Рассматривается кризисное состояние проблемы внимания в современной психологии. Анализируются и обобщаются данные нейронауки о значении работы неспецифических активирующих структур мозга для полноценного анализа и синтеза сигналов. Предлагается определение внимания как функции трофико-энергетической подсистемы целостной функциональной системы психической регуляции поведения и деятельности. Обсуждается значение этой подсистемы, обеспечивающей высокий уровень метаболических и энергетических процессов мозга, для создания оптимальных условий восприятия и познавательной деятельности.

Прямая ссылка
Найти похожие

12.


    Чуприкова, Н. И.
    На пути к материалистическому решению психофизической проблемы. От дуализма Декарта к монизму Спинозы / Н. И. Чуприкова // Вопросы философии. - 2010. - № 10. - С. 110-121. - (История философии) ) . - Библиогр.: с. 120-121
. - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
дуализм (философия) -- мозговая деятельность -- монизм (философия) -- нейрохимические механизмы -- психика -- сознание -- теория отражения
Аннотация: В статье предлагается возможное материалистическое решение психофизиологической проблемы на основе теории отражения и понимания деятельности мозга, регулирующей поведение. Рассмотрены представления о соотношении психики и деятельности мозга как телесного органа, наиболее близко связанного с психическими явлениями, и их противопоставление в философии Декарта.


Доп.точки доступа:
Декарт, Р. (французский философ); Спиноза, Б. (нидерландский философ-материалист)
Прямая ссылка
Найти похожие

13.


    Чуприкова, Н. И.
    Соотношение понятий психики и рефлекса (рефлекторная деятельность мозга и психика) / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 99-108. - (Памятные даты. Памяти М. Г. Ярошевского) ) . - Библиогр.: с. 109 (13 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.6
Рубрики: Психология
   Особые состояния и явления психики

Кл.слова (ненормированные):
нервная информационная модель стимула -- отражение -- психика -- рефлексы -- рефлекторная деятельность мозга
Аннотация: Обосновывается взгляд, что вопреки Р. Декарту и традиционным определениям рефлекса в психологической литературе рефлекс не апсихический феномен. Закономерный рефлекторный ответ на стимул включает в себя в качестве центрального звена построение нервной информационной модели стимула. Такая модель подпадает под категорию психики, поскольку в ней отражены качественные, количественные и структурные характеристики ответной реакции.


Доп.точки доступа:
Декарт, Р. (философ); Холл, М.; Ярошевский, М. Г. (психолог)
Прямая ссылка
Найти похожие

14.


    Чуприкова, Н. И. (д-р психол. наук, проф., гл. специалист НИИ психологии РАО).
    Система Л. В. Занкова. Взгляд психолога / Н. И. Чуприкова // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 7-12. - (Воспитание и обучение) ) . - Библиогр. в сносках. - Взгляд психолога
. - Ил.: 1 ч/б фото . - ISSN 0027-7371
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
Занкова система -- дети -- классы (образование) -- младшие школьники -- младший школьный возраст -- начальная школа -- начальное обучение -- начальные классы -- обучение -- развивающее обучение -- система Занкова -- школьники
Аннотация: Ученый-психолог размышляет о достоинствах системы развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова.


Доп.точки доступа:
Занков, Л. В. (ученый-педагог)
Прямая ссылка
Найти похожие

15.


    Мироненко, Ирина Анатольевна (доктор психологических наук; профессор).
    О предмете психологии : (к обсуждению концепции Н. И. Чуприковой) / И. А. Мироненко // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 130-141. - (Дискуссии) ) . - Библиогр.: с. 140-141 (25 назв.)
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
антропологическая проблема психологии -- дуализм -- монизм -- предмет психологии -- психологические концепции -- психофизиологическая проблема -- система психического отражения
Аннотация: Автор обсуждает предложенную Н. И. Чуприковой теоретическую модель целостной функциональной системы психического отражения и регуляции поведения и деятельности (см.: Вопросы психологии, 2016, № 1. С. 3-19). Автор признает данный подход полезным и обогащающим психологическую науку, но считает его принципиально ограниченным в своих возможностях и опасным в случае выхода за их пределы.


Доп.точки доступа:
Чуприкова, Н. И. (доктор наук; профессор)
Прямая ссылка
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)