Главная Сайт МБУ "МИБС" Инструкция по поиску в WEB-ИРБИС Видеоуроки по поиску в WEB-ИРБИС
Авторизация
Фамилия
№ читательского билета
 

Базы данных


Статьи- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Поисковый запрос: (<.>K=опосредствование<.>)
Общее количество найденных документов : 16
Показаны документы с 1 по 16
1.


    Хозиев, В. Б.
    О валидности формирующего метода / В. Б. Хозиев // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 59-70. - (К 100-летию со дня рождения П.Я.Гальперина) ) . - Библиогр.:29 назв.
. - ISSN 0042-8841
ББК 88 + 88.3
Рубрики: Психология
   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
валидность -- метод поэтапного формирования -- опосредствование -- экспериментальный метод Ж.Пиаже
Аннотация: Анализ экспериментальных методов показывает, что их можно выстроить по линии обеспечения опосредствования. Исследование свойств действия, деформация действия,экспериментальный метод Ж.Пиаже,методика двойной стимуляции и метод планомерно-поэтапного формирования-такой является эта линия.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П.Я.
Прямая ссылка
Найти похожие

2.


    Мясоед, П. А
    Параллелограмм" А.Н.Леонтьева,"генетический закон" Л.С.Выготского и традиция научной школы / П.А Мясоед // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 105-117. - (К 100-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева) ) . - Библиогр.:30 назв
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88 + 88.1 + 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
генетический закон -- опосредствование -- параллелограмм развития -- параллелограмм развития запоминания -- принцип параллелограмма
Аннотация: Показывается несостоятельность попыток опровергнуть результат А.Н.Леонтьева, известный как "параллелограмм развития запоминания". Поскольку гипотеза Л.С.Выготского и А.Н.леонтьева о "взращивании" не получает прямого подтверждения, проводится разграничение понятий "параллелограмм развития запоминания" и "принцип параллелограмма". Последний характеризуется как иноформа "основного генетического закона культурного развития". Утверждается, что хотя А.Н.Леонтьев и преобразовывает идеи Л.С.Выготского, воплотившиеся в законе, сам закон в его сущностном выражении остается незыблемым в его творчестве.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А.Н.; Выготский, Л.С.
Прямая ссылка
Найти похожие

3.


    Веракса, А. Н.
    Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии / А. Н. Веракса // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 14-23. - (Возрастная и педагогическая психология) ) . - Библиогр.: с. 23-24 (27 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология
   Детская психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
детский возраст -- знаковое опосредствование -- ориентировка -- символическое опосредствование -- способность к символическому опосредствованию
Аннотация: О проблемах развития символического отражения в детском возрасте. Показано, что в современной психологии не до конца разводятся такие понятия, как "знак" и "символ", а соответственно, не рассматривается специфика символического опосредствования в сравнении со знаковым. Делается предположение, что специфика символического опосредствования обусловлена замещением ориентировки в реальности ориентировкой в свойствах символа. Символическая форма отражения выступает как особая способность к знаково-символическому опосредствованию, предназначенная для ориентировки в ситуациях неопределенности. В этом случае способность к символическому опосредствованию выступает как составная часть творческих способностей человека.

Прямая ссылка
Найти похожие

4.


    Соколова, Е. Т.
    Феномен психологической защиты / Е. Т. Соколова // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 66-79. - (Тематические сообщения) ) . - Библиогр.: с. 78-79 (43 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37 + 88
Рубрики: Психология
   Психология личности--Россия

Кл.слова (ненормированные):
девиации поведения -- защитные механизмы -- когнитивное опосредствование -- когнитивные теории -- коммуникативные теории -- объект-репрезентация -- онтогенез -- онтогенез и психопатология -- психодинамические теории -- психологическая защита -- расстройства личности -- символическое опосредствование -- я-репрезентация
Аннотация: Дискуссионные вопросы формирования и функционирования механизмов психологической защиты в онтогенезе и при расстройствах личности как они представлены в классическом и современном психоанализе, когнитивизме и теории коммуникаций. Подчеркивается вклад когнитивной организации (стиля), знаково-символического опосредствования, репрезентативной системы объектных отношений и отношений привязанности в индивидуально-типологическую вариативность уровневой организации защитных механизмов, эффективность личной и социальной адаптации, зрелость и душевное здоровье личности.

Прямая ссылка
Найти похожие

5.


   
    Часы как предмет культуры : попытка психологического анализа / К. Г. Сурнов [и др. ] // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 99-106. - (Тематические сообщения) ) . - Библиогр.: с. 106 (17 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
индивидуальные различия -- культура и патология -- опосредствование -- отражение времени -- психическое отражение времени -- часы
Аннотация: Обсуждаются психологические аспекты функционирования в человеческой культуре такого предмета как часы. Рассматривается строение навыка определения времени по часам, его формирование в ходе онтогенеза и трансформации в связи с современными изменениями ряда характеристик социокультурной ситуации развития. Обосновывается актуальность анализа в контексте проблемы культурной патологии различных форм знаково-символического опосредствования психической деятельности с помощью часов.

Прямая ссылка
Найти похожие

6.


    Асмолов, А. Г.
    Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров : деятельность как существование / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 3-11. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 11 (28 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
деятельность -- дискурс -- историко-революционная парадигма -- коммуникация -- конструирование -- культурно-деятельностная психология -- опосредствование -- разнообразие -- существование -- эволюция
Аннотация: Обсуждаются спорные проблемы и перспективы развития культурно-деятельностной психологии. В качестве одной из таких перспектив обозначается разработка неодеятельностного подхода к психологии как науке о конструировании разнообразия в различных биологических, социальных и психологических системах. Показывается ограниченность сведения представлений о деятельности к предметной деятельности и обосновывается взгляд на деятельность как существование, "превращенной формой" которого выступают психика, бессознательное, сознание, личность.

Прямая ссылка
Найти похожие

7.


    Нежнов, П. Г.
    Опосредствование и спонтанность в модели "культурного развития" / П. Г. Нежнов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2007. - № 1. - С. 133-146. - (Теоретические и экспериментальные исследования) )
. - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
возрастная психология -- деятельность ребенка -- культурно-историческая теория -- культурное развитие -- мышление -- опосредствование -- психологическое поле -- развивающее обучение -- речь -- спонтанная деятельность -- спонтанность -- умственное развитие -- функционально-смысловое поле
Аннотация: Положение о развитии как опосредствовании (взаимодействии идеальной и реальной форм) - ключевое в психологии, продолжающей линию культурно-исторической теории. Для отечественной психологии также характерно включение в представление о развитии спонтанной составляющей.


Доп.точки доступа:
Выготский (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог); Пиаже, Ж. (психолог); Эльконин, Д. Б.
Прямая ссылка
Найти похожие

8.


    Матвеев, А. А.
    Репрезентация эмоций у больных булимией / А. А. Матвеев // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2008. - № 4. - С. 38-53. - (Теоретические и экспериментальные исследования) ) . - Библиогр.: с. 52-53 (32 назв. )
. - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.48
Рубрики: Психология
   Медицинская психология

Кл.слова (ненормированные):
знаково-символическое опосредствование -- нарушения пищевого поведения -- нервная булимия -- пищевое поведение -- репрезентация эмоций -- эмоциональная саморегуляция -- эмоциональный интеллект -- эмпирические исследования
Аннотация: Рассматриваются основные подходы к исследованию эмоций при нарушениях пищевого поведения человека. Приводятся результаты эмпирического исследования репрезентации эмоций у больных с нервной булимией, которые интерпретируются на основе теоретического анализа.

Прямая ссылка
Найти похожие

9.


    Веракса, А. Н.
    Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников : (на примере освоения определения функции на уроках математики) / А. Н. Веракса // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2009. - № 2. - С. 31-44. - (Теоретические и экспериментальные исследования) ) . - Библиогр.: с. 44 (38 назв. )
. - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 88.37 + 88.8
Рубрики: Психология
   Психология личности

   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
деятельности младших школьников -- знаковое опосредствование -- младшие школьники -- определение функции -- ориентировка -- познавательная деятельность -- символическое опосредствование -- уроки математики
Аннотация: Статья посвящена анализу возможностей применения символа для освоения математического определения функции младшими школьниками. Эксперимент показал, что символическое опосредствование может способствовать освоению определения функции, если в образном содержании символа выделены отношения, преобразуемые в знаковую форму.

Прямая ссылка
Найти похожие

10.


    Медведев, А. Н.
    Развитие планирующей функции мышления у школьников / А. Н. Медведев, М. В. Марокова // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 52-61. - (Возрастная и педагогическая психология) ) . - Библиогр.: с. 60-61 (25 назв, )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
Эльконина-Давыдова теория -- зона ближайшего развития -- манипулятивный способ планирования -- опосредствование -- планирующая функция мышления -- совместно-распределенное действие -- теоретический способ планирования -- теория Эльконина-Давыдова -- функция мышления школьников -- эмпирический способ планирования
Аннотация: Изучалась планирующая функция мышления как новообразование учебной деятельности в том ее понимании, которое представлено в теории Эльконина-Давыдова. Исследование включало констатирующий срез и процедуру коррекции, построенную с ориентацией на зону ближайшего развития. Задана последовательность контролируемых переходов от совместно-распределенного взаимодействия взрослого и школьника к самостоятельному действию школьника. Эффективность методики подтверждена положительной динамикой функции планирования у большинства испытуемых.


Доп.точки доступа:
Марокова, М. В.; Эльконин, Б. Д. (психолог); Давыдов, В. В. (психолог)
Прямая ссылка
Найти похожие

11.


    Мясоед, П. А.
    История, логика и психология "параллелограмма Леонтьева" / П. А. Мясоед // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 113-125. - (Памятные даты. К 80-летию выхода в свет книги А. Н. Леонтьева "Развитие памяти") ) . - Библиогр.: с. 125 (37 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
генетические законы -- деятельность -- интериоризация -- опосредствование -- основные проблемы психологии
Аннотация: "Параллелограмм Леонтьева" - метафорическое название поисков ученым решения проблемы соотношения внешнего и внутреннего в становлении психики человека. История параллелограмма начинается с основного генетического закона культурного развития ребенка, сформулированного Л. С. Выготским; логику иллюстрирует движение мысли А. Н. Леонтьева в процессе построения им собственной теории; психологию - творческий диалог А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским в ходе этого процесса. Утверждается идея единства исторического, логического и психологического в психологическом познании.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог); Выготский, Л. С. (психолог)
Прямая ссылка
Найти похожие

12.


    Медведев, А. М.
    Экспериментально-генетический метод в диагностике развивающихся эффектов учебной деятельности / А. М. Медведев // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 72-81. - (Возрастная и педагогическая психология) ) . - Библиогр.: с. 81 (19 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
воображение -- диагностика развивающих эффектов -- единица анализа -- идеальные действия -- метод срезов -- методы исследований -- мышление -- обобщенные способы действия -- опосредствование -- развитие -- учебная деятельность -- учебные задачи -- экспериментально-генетический метод
Аннотация: Обсуждается возможность синтеза экспериментально-генетического метода Л. С. Выготского и представлений В. В. Давыдова о структуре мыслительного акта. В качестве прообразов исследовательской практики, дающих такую возможность, рассматриваются исследования психологических условий происхождения идеальных действий (В. В. Давыдов) и эксперименты по формированию двигательного навыка (Л. В. Берцфаи). Описан вариант методики, иллюстрирующий авторское понимание возможности такого синтеза. Даны результаты эмпирического исследования.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Давыдов, В. В. (психолог); Берцфаи, Л. В. (психолог)
Прямая ссылка
Найти похожие

13.


    Бим-Бад, Б. М. (доктор педагогических наук; профессор).
    Теория первоначального становления человека / Б. М. Бим-Бад, Л. И. Егорова // Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 30-38. - (Научные сообщения) )
. - ISSN 0869-561X
УДК
ББК 18
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания
   Человековедение

Кл.слова (ненормированные):
автоматизмы -- аномальное развитие -- генотип -- знаковое опосредствование -- знаковые системы -- идентификация -- индивидуальное развитие -- культура -- культурное поведение -- культурные объекты -- личность -- микрофакторы научения -- наследственность -- научения -- нормальное развитие -- окружающая среда -- педагогическая антропология -- перцептивное научение -- приобретенные черты -- становление личности
Аннотация: Постулируется идея дуальной сущности онтогенеза человека как процесса и промежуточных результатов взаимодействия природных и культурных факторов, обуславливающего становление человека. Рассмотрены движущие силы первоначального становления личности.


Доп.точки доступа:
Егорова, Л. И.
Прямая ссылка
Найти похожие

14.


    Веракса, А. Н.
    Символ как средство познавательной деятельности / А. Н. Веракса // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 62-70. - (Тематические сообщения) ) . - Библиогр.: с. 69-70 (52 назв.)
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
дошкольная психология -- знаки -- знаковое опосредствование -- обучение -- познавательная деятельность -- психология развития -- психология спорта -- символическое опосредствование -- символы
Аннотация: Рассматриваются различные аспекты символического опосредствования. Автор исходит из понимания символа как средства ориентировки в ситуации неопределенности. При этом символ, с одной стороны, противопоставляется знаку, а с другой - выступает в качестве переходной формы к освоению знака. Приводятся примеры применения символа в различных видах деятельности (познавательная деятельность, спортивная деятельность).

Прямая ссылка
Найти похожие

15.


    Бугрименко, Е. А.
    Х Эльконинские чтения / Е. А. Бугрименко // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 158-161. - (Научная жизнь) )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
обучение -- позиционное опосредствование -- развивающее обучение -- развивающие системы обучения -- тестовые инструменты оценки -- чтения
Аннотация: Краткий обзор работы Х Эльконинских чтений, посвященных 110-летию со дня рождения российского ученого Д. Б. Эльконина на тему "Обучение и развитие: современные трактовки". Состоялись 28 февраля - 1 марта 2014 г., в г. Москве.


Доп.точки доступа:
Эльконинские чтения
Прямая ссылка
Найти похожие

16.


    Арестова, Ольга Николаевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Культурная специфика мнемического опосредствования при запоминании вербального материала / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 89-95. - (Тематические сообщения) ) . - Библиогр.: с. 94-95 (26 назв.). - References.: С. 95 (17 назв.)
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
визуальные средства -- контекстные переменные -- культурные различия -- мнемическая эффективность -- мнемическое опосредствование -- память -- пиктограммы -- фокальные объекты
Аннотация: Рассматриваются вопросы культурного своеобразия высших форм памяти - опосредованного произвольного запоминания вербального материала. Изучаются особенности организации опосредствованной памяти, характерных для азербайджанской и русской культур. Показано, что эффективность произвольного опосредствованного запоминания является одинаковой у представителей обеих культур. В то же время способы организации памяти, в частности привлечения визуальных средств, обнаруживают значительную культурную специфику и связаны с конкретным культурным и бытовым способом.

Прямая ссылка
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)