Главная Сайт МБУ "МИБС" Инструкция по поиску в WEB-ИРБИС Видеоуроки по поиску в WEB-ИРБИС
Авторизация
Фамилия
№ читательского билета
 

Базы данных


Статьи- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Поисковый запрос: (<.>K=постнеклассическая рациональность<.>)
Общее количество найденных документов : 14
Показаны документы с 1 по 14
1.


    Гусельцева, М. С.
    Типы методологических установок в психологии / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 98-103. - (Дискуссии и обсуждения) ) . - Библиогр.: с. 103 (17 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дуализм -- классическая психология -- методологические установки -- монизм -- неклассическая психология -- плюрализм -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Данный текст представляет собой отклик на статью П. А. Мясоеда "Психология в аспекте типов научной рациональности". Рассматриваются методологические установки, лежащие в основе разных проектов псхологической науки: дуализм, монизм, плюрализм. Классическая психология исходила из установки дуализма, представленной в творчестве Р. Декарта. Неклассическая психология стремилась к монизму, философское обоснование которому дал Б. Спиноза. Высказывается предположение, что постнеклассическая психология может опереться на установку плюрализма, лежащую в основе системы Г. В. Лейбница. Приводится определение постнекласической науки как "сети" дополняющих друг друга концепций.


Доп.точки доступа:
Мясоед, П. А.; Декарт, Р.; Спиноза, Б.; Лейбниц, Г. В.
Прямая ссылка
Найти похожие

2.


    Гусельцева, М. С.
    Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 3-15. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 15 (33 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
история психологии -- культурная психология -- методологический кризис -- постнеклассическая рациональность -- типы рациональности
Аннотация: Попытка осмыслить историю психологии в концептуальных рамках смены парадигм. Утверждается, что новообразованиями на выходе из методологических кризисов являются типы научной рациональности. Выделяются следующие этапы развития психологии: 1) допарадигмальное состояние, связанное со становлением психологии и ее пребыванием в лоне философии; 2) классическая рациональность, заявившая о себе претензией психологии на самостоятельность, становлением классической науки и завершившаяся так назывемым открытым кризисом; 3) неклассическая рациональность, представляющая расцвет психологических школ ХХ в., ориентирующихся на разнообразные схемы анализа; 4) постнеклассическая рациональность - современный этап, особенностями которого становятся критическая рефлексия науки, междисциплинарный дискурс, сетевой принцип организации знания и герменевтическая ориентация исследований.

Прямая ссылка
Найти похожие

3.


    Степин, В. С.
    Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В. С. Степин // Вопросы философии. - 2003. - № 8. - С. 5-17
ББК 2
Рубрики: Естественные науки
   Естествознание

Кл.слова (ненормированные):
постнеклассическая рациональность -- рациональность -- саморазвивающие системы -- синергетика -- системные объекты -- типология системных объектов
Аннотация: Типология системных объектов. Особенности саморазвивающихся систем.

Прямая ссылка
Найти похожие

4.


   
    Реальность виртуального // Философские науки. - 2007. - № 7. - С. 5-8. - (Философия и культура в контексте времени) (Философия и наука) (Виртуалистика в постнеклассическом измерении) )
. - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
виртуалистика -- виртуальная реальность -- виртуальность -- междисциплинарные исследования -- научные исследования -- постнеклассическая наука -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Виртуалистика как одно из направлений постнеклассических междисциплинарных научных исследований.

Прямая ссылка
Найти похожие

5.


    Коршунова, Н. Л. (канд. пед. наук, проф.).
    Социальная ответственность педагогов / Н. Л. Коршунова // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 83-93. - (Кадры науки, культуры, образования) ) . - Библиогр.: с. 93 (4 назв. )
. - ISSN 0869-561Х
УДК
ББК 74.204
Рубрики: Образование. Педагогика
   Школоведение

Кл.слова (ненормированные):
гуманистическая система ценностей -- зондирование общественного мнения -- инновационные идеи -- общественное мнение -- ответственность -- оценка инновационных идей -- педагоги -- педагогический профессионализм -- педагогическое проектирование -- постнеклассическая рациональность -- принцип свободы и плюрализма -- профессионализм -- распространение системы ценностей -- свойства личности -- система ценностей -- социальная ответственность педагогов -- социальная роль педагогов -- социальные функции педагогов -- социальные функции педагогов -- трансмиссия социальных норм
Аннотация: О необходимости профессионального выполнения педагогами вменяемых им в обязанность социальных функций, что способствует формированию гражданского общества и гарантирует ответственное отношение к результатам собственной педагогической деятельности.

Прямая ссылка
Найти похожие

6.


    Гусельцева, М. С.
    Культурно-аналитический подход в психологии и методологии междисциплинарных исследований / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 17-27. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 26-27 (29 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
культурно-аналитический анализ -- культурно-аналитический подход -- междисциплинарный дискурс -- методология -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Обсуждаются проблемы интерпретации культурно-психологических феноменов, связанных с методологической "оптикой", вводится понятие культурно-психологического анализа как инструмента междисциплинарной коммуникации психологии и смежных наук. Высказывается предположение, что по основанию культурно-психологического анализа можно систематизировать фрагменты культурно-психологических исследований, совершающихся под эгидой разных наук.

Прямая ссылка
Найти похожие

7.


    Фельдштейн, Д. И. (доктор психологических наук ; профессор).
    Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. - 2010. - № 10. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 9 (3 назв. )
. - ISSN 0869-561Х
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
воспитание -- детство -- индивидуализация воспитания -- информатизация образования -- информационное общество -- исследования (педагогика) -- метод наблюдения -- педагоги -- постнеклассическая рациональность -- психолого-педагогическая наука -- психолого-педагогические исследования -- развитие образования -- система образования -- современные дети -- теория воспитания -- учителя -- фундаментальные исследования
Аннотация: В статье раскрыты важнейшие направления развития современной психолого-педагогической науки в условиях информационного общества и стремительно меняющегося мира Детства. Определены возможности РАО в научном обеспечении качественного совершенствования образования.


Доп.точки доступа:
Институт теории и истории педагогики
Прямая ссылка
Найти похожие

8.


    Гусельцева, М. С.
    Психология и история: смена типов рациональности / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 13-24. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 24 (34 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
историческая эпистемология -- культурная история -- междисциплинарные коммуникации -- мультидисциплинарность -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Обсуждаются смена типов рациональности в психологии и истории, становление культурно-исторической эпистемологии как мультидисциплинарной парадигмы в контексте постнеклассической рациональности. Даются обзор эволюции исторической эпистемологии, сравнительный анализ исторического и психологического знания, рассматриваются общие методологические проблемы психологии и истории, намечаются перспективы культурно-исторической эпистемологии в психологическом познании.

Прямая ссылка
Найти похожие

9.


    Степин, Вячеслав Семенович (российский философ; академик ; 1934-).
    Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция / В. С. Степин ; "Рациональность и ее границы", конференция (2011 ; Москва) // Вопросы философии. - 2012. - № 5. - С. 18-25. - (Конференция Международного института философии в Москве в 2011 г.) ) . - Библиогр.: с. 25
. - Примеч.: с. 25. - Доклад на конференции одного из трех ее российских участников . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
историческая эволюция -- классическая рациональность -- научная рациональность -- неклассическая рациональность -- постнеклассическая рациональность -- рациональность -- техногенная культура -- эволюция -- эпистемология
Аннотация: Рассматривая историческое развитие науки, автор отмечает изменения типа научной рациональности, рассматривая три типа рациональности и критерии их различений.


Доп.точки доступа:
"Рациональность и ее границы", конференция (2011 ; Москва)
Прямая ссылка
Найти похожие

10.


    Гусельцева, М. С.
    Антропологическая оптика в психологии и гуманитаристике / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 3-18. - (Методология и теория) ) . - Библиогр.: с. 17-18 (42 назв.)
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
антропологическая оптика -- антропологический поворот -- антропология и психология -- гуманитарное знание -- постнеклассическая гуманитаристика -- постнеклассическая рациональность -- психология и антропология
Аннотация: Исследуется антропологический поворот как интеллектуальное движение в сфере гуманитарного знания, показана история взаимоотношений психологии и антропологии. Постнеклассическая гуманитаристика характеризуется рядом трендов: от закрытых дисциплин - к свободному полидисциплинарному сообществу, от макроанализа - к микроаналитике, от позитивизма - к герменевтике. Культурно-историческая эпистемология выступает общенаучной основой для коммуникации психологии и других наук о человеке. Высказывается предположение, что исторический смысл обилия эпистемологических поворотов связан с возрастанием рефлексивной сложности исследователя и текучести познавательного процесса. Обсуждается проблема коммуникации представителей неклассического и постнеклассического типов рациональности, а также критериев оценки квалификационных работ в ситуации смены парадигмы.

Прямая ссылка
Найти похожие

11.


    Севостьянов, Д. А.
    Исследование активности человека: инверсивный анализ в контексте постнеклассической рациональности / Д. А. Севостьянов // Вопросы философии. - 2013. - № 9. - С. 117-124. - (Философия и наука) ) . - Библиогр.: с. 124
. - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
активность человека -- ароморфозы -- знание -- инверсивный анализ -- инверсия -- научное знание -- постнеклассическая рациональность -- рациональность -- саморазвивающиеся системы -- фазовые переходы -- человек (философия)
Аннотация: Постнеклассическая рациональность подразумевает изучение саморазвивающихся систем, которые проходят некоторые фазовые переходы (ароморфозы). Для их изучения в системе может быть применен инверсивный анализ. В ходе ароморфоза система приобретает новые иерархические уровни - высшие, обеспечивающие развитие системы. Данная форма развития продемонстрирована на примере человеческой активности.

Прямая ссылка
Найти похожие

12.


    Черникова, И. В.
    Эволюция субъекта научного познания / И. В. Черникова // Вопросы философии. - 2014. - № 8. - С. 65-75. - (Философия и общество) ) . - Библиогр.: с. 75
. - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
информационное общество -- научное познание -- познание -- постнеклассическая рациональность -- рациональность -- самоорганизация -- субъекты познания -- эволюция субъекта познания
Аннотация: В статье рассматривается проблема эволюции субъекта научного познания. Выявлены особые черты, отличающие субъекта классической, неклассической и постнеклассической парадигм научности. На основе сравнительно-исторического анализа концепций познающего субъекта в философии Античности, Средневековья и Нового времени показано, что субъект-объектное противостояние не свойственно современной эпистемологии и научному мировоззрению, включающему идеи системности, целостности, глобального эволюционизма, нелинейности. В современных условиях, когда стремительно меняются средства получения информации (информационное общество), формируется новая парадигма научной рациональности (постнеклассическая), оформляется новая концепция субъективности.

Прямая ссылка
Найти похожие

13.


    Дмитриев, Анатолий Васильевич (доктор философских наук).
    Провокация: неопределенность понятия и неустранимость феномена / А. В. Дмитриев, И. Е. Задорожнюк // Человек. - 2016. - № 3. - С. 20-35. - (Человекознание: история, теория, метод) ) . - Библиогр.: с. 35 (19 назв.)
. - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 60.026 + 88.5
Рубрики: Социальная философия
   Общение

   Психология

   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
мегапровокации -- политические провокации -- постнеклассическая рациональность -- провокативность -- провокационность -- психологические провокации -- рефлексивность
Аннотация: Исследуется феномен провокации в социологическом, психологическом, политологическом аспектах с помощью данных семиотики, лингвистики, юриспруденции. Прослеживается история толкования слова “провокация” в словарях и употребление его в художественной литературе.


Доп.точки доступа:
Задорожнюк, Иван Евдокимович (доктор философских наук)
Прямая ссылка
Найти похожие

14.


    Гусельцева, М. С. (канд. психол. наук).
    Постклассическая рациональность в культурной психологии / М. С. Гусельцева // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 5-15. - (Методологические и теоретические проблемы психологии) ) . - Библиогр.: с. 14-15 (47 назв. ). - Этапы развития психологии в аспекте смены типов рациональности. - Культурная психология как коммуникативная парадигма для "фрагментов" культурно-психологического знания
. - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
культурная психология -- методология -- постмодернизм -- постнеклассическая рациональность -- сетевой подход
Аннотация: Цель статьи - исследовать на примере культурной психологии, каким образом постнеклассическая методология может стать основой для коммуникации разных, нередко полемизирующих друг с другом подходов.

Прямая ссылка
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)