Главная Сайт МБУ "МИБС" Инструкция по поиску в WEB-ИРБИС Видеоуроки по поиску в WEB-ИРБИС
Авторизация
Фамилия
№ читательского билета
 

Базы данных


Статьи- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Поисковый запрос: (<.>K=постнеклассическая рациональность<.>)
Общее количество найденных документов : 14
Показаны документы с 1 по 10
 1-10    11-14 
1.


    Гусельцева, М. С.
    Типы методологических установок в психологии / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 98-103. - (Дискуссии и обсуждения) ) . - Библиогр.: с. 103 (17 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дуализм -- классическая психология -- методологические установки -- монизм -- неклассическая психология -- плюрализм -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Данный текст представляет собой отклик на статью П. А. Мясоеда "Психология в аспекте типов научной рациональности". Рассматриваются методологические установки, лежащие в основе разных проектов псхологической науки: дуализм, монизм, плюрализм. Классическая психология исходила из установки дуализма, представленной в творчестве Р. Декарта. Неклассическая психология стремилась к монизму, философское обоснование которому дал Б. Спиноза. Высказывается предположение, что постнеклассическая психология может опереться на установку плюрализма, лежащую в основе системы Г. В. Лейбница. Приводится определение постнекласической науки как "сети" дополняющих друг друга концепций.


Доп.точки доступа:
Мясоед, П. А.; Декарт, Р.; Спиноза, Б.; Лейбниц, Г. В.
Прямая ссылка
Найти похожие

2.


    Гусельцева, М. С.
    Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 3-15. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 15 (33 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
история психологии -- культурная психология -- методологический кризис -- постнеклассическая рациональность -- типы рациональности
Аннотация: Попытка осмыслить историю психологии в концептуальных рамках смены парадигм. Утверждается, что новообразованиями на выходе из методологических кризисов являются типы научной рациональности. Выделяются следующие этапы развития психологии: 1) допарадигмальное состояние, связанное со становлением психологии и ее пребыванием в лоне философии; 2) классическая рациональность, заявившая о себе претензией психологии на самостоятельность, становлением классической науки и завершившаяся так назывемым открытым кризисом; 3) неклассическая рациональность, представляющая расцвет психологических школ ХХ в., ориентирующихся на разнообразные схемы анализа; 4) постнеклассическая рациональность - современный этап, особенностями которого становятся критическая рефлексия науки, междисциплинарный дискурс, сетевой принцип организации знания и герменевтическая ориентация исследований.

Прямая ссылка
Найти похожие

3.


    Степин, В. С.
    Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В. С. Степин // Вопросы философии. - 2003. - № 8. - С. 5-17
ББК 2
Рубрики: Естественные науки
   Естествознание

Кл.слова (ненормированные):
постнеклассическая рациональность -- рациональность -- саморазвивающие системы -- синергетика -- системные объекты -- типология системных объектов
Аннотация: Типология системных объектов. Особенности саморазвивающихся систем.

Прямая ссылка
Найти похожие

4.


   
    Реальность виртуального // Философские науки. - 2007. - № 7. - С. 5-8. - (Философия и культура в контексте времени) (Философия и наука) (Виртуалистика в постнеклассическом измерении) )
. - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
виртуалистика -- виртуальная реальность -- виртуальность -- междисциплинарные исследования -- научные исследования -- постнеклассическая наука -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Виртуалистика как одно из направлений постнеклассических междисциплинарных научных исследований.

Прямая ссылка
Найти похожие

5.


    Коршунова, Н. Л. (канд. пед. наук, проф.).
    Социальная ответственность педагогов / Н. Л. Коршунова // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 83-93. - (Кадры науки, культуры, образования) ) . - Библиогр.: с. 93 (4 назв. )
. - ISSN 0869-561Х
УДК
ББК 74.204
Рубрики: Образование. Педагогика
   Школоведение

Кл.слова (ненормированные):
гуманистическая система ценностей -- зондирование общественного мнения -- инновационные идеи -- общественное мнение -- ответственность -- оценка инновационных идей -- педагоги -- педагогический профессионализм -- педагогическое проектирование -- постнеклассическая рациональность -- принцип свободы и плюрализма -- профессионализм -- распространение системы ценностей -- свойства личности -- система ценностей -- социальная ответственность педагогов -- социальная роль педагогов -- социальные функции педагогов -- социальные функции педагогов -- трансмиссия социальных норм
Аннотация: О необходимости профессионального выполнения педагогами вменяемых им в обязанность социальных функций, что способствует формированию гражданского общества и гарантирует ответственное отношение к результатам собственной педагогической деятельности.

Прямая ссылка
Найти похожие

6.


    Гусельцева, М. С.
    Культурно-аналитический подход в психологии и методологии междисциплинарных исследований / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 17-27. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 26-27 (29 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
культурно-аналитический анализ -- культурно-аналитический подход -- междисциплинарный дискурс -- методология -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Обсуждаются проблемы интерпретации культурно-психологических феноменов, связанных с методологической "оптикой", вводится понятие культурно-психологического анализа как инструмента междисциплинарной коммуникации психологии и смежных наук. Высказывается предположение, что по основанию культурно-психологического анализа можно систематизировать фрагменты культурно-психологических исследований, совершающихся под эгидой разных наук.

Прямая ссылка
Найти похожие

7.


    Фельдштейн, Д. И. (доктор психологических наук ; профессор).
    Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. - 2010. - № 10. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 9 (3 назв. )
. - ISSN 0869-561Х
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
воспитание -- детство -- индивидуализация воспитания -- информатизация образования -- информационное общество -- исследования (педагогика) -- метод наблюдения -- педагоги -- постнеклассическая рациональность -- психолого-педагогическая наука -- психолого-педагогические исследования -- развитие образования -- система образования -- современные дети -- теория воспитания -- учителя -- фундаментальные исследования
Аннотация: В статье раскрыты важнейшие направления развития современной психолого-педагогической науки в условиях информационного общества и стремительно меняющегося мира Детства. Определены возможности РАО в научном обеспечении качественного совершенствования образования.


Доп.точки доступа:
Институт теории и истории педагогики
Прямая ссылка
Найти похожие

8.


    Гусельцева, М. С.
    Психология и история: смена типов рациональности / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 13-24. - (Теоретические исследования) ) . - Библиогр.: с. 24 (34 назв. )
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
историческая эпистемология -- культурная история -- междисциплинарные коммуникации -- мультидисциплинарность -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Обсуждаются смена типов рациональности в психологии и истории, становление культурно-исторической эпистемологии как мультидисциплинарной парадигмы в контексте постнеклассической рациональности. Даются обзор эволюции исторической эпистемологии, сравнительный анализ исторического и психологического знания, рассматриваются общие методологические проблемы психологии и истории, намечаются перспективы культурно-исторической эпистемологии в психологическом познании.

Прямая ссылка
Найти похожие

9.


    Степин, Вячеслав Семенович (российский философ; академик ; 1934-).
    Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция / В. С. Степин ; "Рациональность и ее границы", конференция (2011 ; Москва) // Вопросы философии. - 2012. - № 5. - С. 18-25. - (Конференция Международного института философии в Москве в 2011 г.) ) . - Библиогр.: с. 25
. - Примеч.: с. 25. - Доклад на конференции одного из трех ее российских участников . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
историческая эволюция -- классическая рациональность -- научная рациональность -- неклассическая рациональность -- постнеклассическая рациональность -- рациональность -- техногенная культура -- эволюция -- эпистемология
Аннотация: Рассматривая историческое развитие науки, автор отмечает изменения типа научной рациональности, рассматривая три типа рациональности и критерии их различений.


Доп.точки доступа:
"Рациональность и ее границы", конференция (2011 ; Москва)
Прямая ссылка
Найти похожие

10.


    Гусельцева, М. С.
    Антропологическая оптика в психологии и гуманитаристике / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 3-18. - (Методология и теория) ) . - Библиогр.: с. 17-18 (42 назв.)
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
антропологическая оптика -- антропологический поворот -- антропология и психология -- гуманитарное знание -- постнеклассическая гуманитаристика -- постнеклассическая рациональность -- психология и антропология
Аннотация: Исследуется антропологический поворот как интеллектуальное движение в сфере гуманитарного знания, показана история взаимоотношений психологии и антропологии. Постнеклассическая гуманитаристика характеризуется рядом трендов: от закрытых дисциплин - к свободному полидисциплинарному сообществу, от макроанализа - к микроаналитике, от позитивизма - к герменевтике. Культурно-историческая эпистемология выступает общенаучной основой для коммуникации психологии и других наук о человеке. Высказывается предположение, что исторический смысл обилия эпистемологических поворотов связан с возрастанием рефлексивной сложности исследователя и текучести познавательного процесса. Обсуждается проблема коммуникации представителей неклассического и постнеклассического типов рациональности, а также критериев оценки квалификационных работ в ситуации смены парадигмы.

Прямая ссылка
Найти похожие

 1-10    11-14 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)