Главная Сайт МБУ "МИБС" Инструкция по поиску в WEB-ИРБИС Видеоуроки по поиску в WEB-ИРБИС
Авторизация
Фамилия
№ читательского билета
 

Базы данных


Статьи- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Поисковый запрос: (<.>K=эволюция психологического знания<.>)
Общее количество найденных документов : 2
Показаны документы с 1 по 2
1.


    Гусельцева, М. С.
    Типы рациональности как основание для периодизации психологического знания / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 3-15. - (Методология и теория) ) . - Библиогр.: с. 15 (17 назв.)
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативная парадигма -- бихевиоризм -- культурно-аналитический подход -- методология -- позитивизм -- типы рациональности -- эволюция психологического знания
Аннотация: С позиции культурно-аналитического подхода предлагается периодизация эволюции психологического знания на основе смены типов рациональности. Становление парадигмы сознания в психологии происходило в контексте английской эмпирической и немецкой экспериментальной традиций. Методологический принцип эмпиризма дал толчок развитию ассоциативной психологии. На классическом этапе развития она приобрела канонические формы («ментальная физика»), на неклассическом - произошел пересмотр основных положений и методов исследования («ментальная химия»), на постнеклассическом (эволюционная теория) - возникла новая трактовка предмета психологии, наметившая выход за пределы ассоциативной парадигмы. Достигнув парадигмального расцвета, психология сознания в целом дошла и до своего методологического тупика. На смену ей пришла в том числе психология поведения. В бихевиоризме этапы его развития предстают так: классический бихевиоризм (1910-1930), неклассический, или необихевиоризм (1930-1960), постнеклассический, или социально ориентированный бихевиоризм (после 1960-х гг. ). Посредством модели трех типов рациональности показана также эволюция методологии позитивизма (классический позитивизм, неклассический неопозитивизм, постнеклассический постпозитивизм). Отношения между классикой, неклассикой и постнеклассикой строятся по принципу: тезис - антитезис - синтез.

Прямая ссылка
Найти похожие

2.


    Гусельцева, Марина Сергеевна (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник).
    Национальные интеллектуальные традиции в эволюции психологического знания / М. С. Гусельцева ; Российская академия образования // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 3-13. - (Методология и теория) ) . - Библиогр.: с. 12-13 (28 назв.)
. - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
интеллектуальные традиции -- культурно-аналитический подход -- методология -- психология культуры -- эволюция психологического знания
Аннотация: С позиции культурно-аналитического подхода показано становление национальных интеллектуальных традиций психологических школ и развитие категорий (ассоциация, апперцепция, бессознательное, деятельность, культура, переживание и др. ). Если эмпирическую и ассоциативную психологию разрабатывали преимущественно в английской науке, то формирование экспериментальной психологии происходило в контексте немецкой исследовательской традиции. Немецкая интеллектуальная традиция в психологии была связана с разработкой идей бессознательной психики, спонтанной активности души, рациональности, деятельности и апперцепции. Важную роль в эволюции психологического знания здесь играли философия, физиология и филология. В контексте неокантианства была поставлена проблема культуры. Особенностью французской интеллектуальной традиции явились интерес к культурной и социальной обусловленности психического развития, разработка проблем клинической психологии и психологии масс.


Доп.точки доступа:
Российская академия образования
Прямая ссылка
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)